системы Fedwire

 

Федеральные резервные банки регулярно проводят тестирование резервных систем Fedwire. Для этого приглашаются представители всех финансовых институтов, подключенных к системе. Более того, для банков, которые осуществляют большой объем платежей через Fedwire, эти мероприятия являются обязательными. Они должны принимать в них участие не реже одного или двух раз в год в зависимости от количества проводимых операций.

Все подключенные к Fedwire финансовые организации несут ответственность за разработку собственных планов действий в чрезвычайных ситуациях. Они должны быть способны восстановить работоспособность своих компьютерных систем с тем, чтобы продолжать работу через Fedwire. Но несмотря на такие требования ФРБ участники Fedwire при возникновении непредвиденных условий могут работать в режиме “оф-лайн”, т.е. используя телефон и специальные процедуры идентификации. Однако в этом режиме возможно осуществлять только незначительные объемы платежей.

История Fedwire представляет интерес с точки зрения развития и эволюции одной из старейших платежных систем в мире. Она, с одной стороны, отражает те проблемы, с которыми пришлось столкнуться Федеральной резервной системе США, решая проблемы стандартизации и консолидации системы денежных переводов, с другой стороны, позволяет извлечь уроки из опыта решения этих проблем. Такой опыт оказался весьма полезным для стран, вошедших в зону Евро, так как позволил избежать многих ошибок при создании Автоматизированной танс-европейской системы денежных переводов (TARGET). Исторический опыт Fedwire может служить ориентиром и для других стран, создающих эффективные национальные платежные системы, имеющих обширную территорию с несколькими часовыми поясами и множеством региональных отделений Центрального банка.

До и сразу после образования Федеральной резервной системы в 1913 году валютный курс оказывал значительное влияние на стоимость денежных переводов между различными регионами США, так как они осуществлялись путем физической перевозки золота, монет и банкнот. Как и обменные курсы валют при золотом стандарте, цена платежей между различными районами страны изменялась в пределах коридора, который зависел от стоимости транспортировки золота или валюты. Эта стоимость включала в себя расходы на перевозку и неполученные за это время проценты.

Чтобы преодолеть негативное влияние региональных различий в стоимости доллара на экономику, ФРС сразу после своего образования предприняла два важных шага. Во-первых, чтобы отменить стоимость транзита денег, был создан Золотой фонд расчетов (Gold Settlement Fund): Благодаря этому коммерческие банки смогли осуществлять свои платежи через местный Федеральный резервный банк, который, в свою очередь, переводил средства другому ФРБ через вновь созданный фонд. Это означало, что переводы стали осуществляться в безналичной форме, а физическое движение золота и денег стало необязательным. Во-вторых, для целей перевода денежных средств было решено применять телеграф как средство телекоммуникаций между Федеральными резервными банками. Таким образом, платежи стали осуществляться в течение одного дня и без дополнительных расходов. Эта практика позволила ликвидировать потери процентов по переводимым средствам, которые существовали ранее, когда сам перевод занимал более одного дня. Уже к 1918 году благодаря указанным нововведениям доллар стал стоить одинаково на всей территории Соединенных Штатов. И к этому времени сформировался прообраз современной структуры Fedwire.

На протяжении многих лет Fedwire развивалась на основе передовых технологий. Но она оставалась системой, связывавшей двенадцать разнородных в операционном отношении подразделений Федеральной резервной системы. Согласно широко распространенному в прошлом мнению каждый ФРБ должен был быть максимально независимым и в своем роде уникальным, чтобы обслуживать специфические требования коммерческих банков своего региона. Такой подход препятствовал преодолению децентрализации Fedwire. Кроме того, так как в результате законодательного запрета коммерческие банки не могли открывать отделения за пределами штата их регистрации, отсутствие единообразия платежных систем не считалось проблемой многими участниками Fedwire.

Но несмотря на это к шестидесятым годам прошлого века необходимость стандартизации платежных услуг ФРС стала очевидной. Существовавшая система как межрегиональных, так и локальных денежных переводов стала совершенно неэффективной. Хотя уже в то время в Fedwire применялись единые форматы сообщений, каждый ФРБ использовал отличные от других базы данных и другое программное обеспечение, разработанное своими программистами. В результате все процедуры внесения изменений в технологический процесс требовали значительных затрат времени. Перед введением в эксплуатацию новых версий программного обеспечения двенадцать разнородных в техническом отношении систем должны были быть протестированы. Более того, необходимо было согласовать дату проведения таких тестов между всеми ФРБ. Координировать работу в таком режиме становилось все сложнее. Возрастали операционные риски, вызванные неэффективностью системы.

Чтобы решить перечисленные проблемы, в семидесятых годах было принято решение разработать стандартное программное обеспечение для каждого вида платежных услуг, предоставляемых Fedwire. К началу восьмидесятых такие программы были созданы и установлены Федеральными резервными банками на своих ВЦ. Таким образом, была решена задача наиболее эффективной разработки и поддержки программного обеспечения.

Но уже в скором времени ФРБ начали вносить собственные изменения в стандартные программы для того, чтобы удовлетворить индивидуальные требования обслуживаемых ими банков. Кроме того, Федеральными резервными банками стали производиться доработки программного обеспечения для своих нужд. При этом модификациям подвергались как не очень серьезные компоненты системы, например, создавались новые отчеты, так и ключевые элементы, например, разрабатывались интерфейсы с другими системами. В результате единая технологическая среда была нарушена, и все усилия по стандартизации программного обеспечения сведены на нет. Систему опять стало тяжело обновлять, и вновь вырос операционный риск.

 

В конце восьмидесятых потенциальные проблемы, вытекавшие из практики внесения индивидуальных изменений в стандартное программное обеспечение различными ФРБ, были осознаны на уровне руководства Федеральной резервной системы. В то же время операции Федеральных резервных банков становились все более унифицированными, и необходимость стандартизации расчетов становилась все более очевидной. Она подкреплялась еще и тем, что различия в банковском бизнесе между регионами стали стираться. Происходило это, главным образом, из-за того, что крупные финансовые организации стали все более активно открывать дочерние банки в других Федеральных округах. Кроме того, по мере размывания различий в практике функционирования финансовых рынков Соединенных Штатов требования участников Fedwire к процессу осуществления платежей становились все более однородными. Они начали проявлять озабоченность по поводу того, что аналогичные услуги предоставляются им в разных регионах по разным правилам.

Совершенно естественно, что Федеральные резервные банки никогда не стремились к снижению качества обслуживания коммерческих банков. Они модифицировали свои системы, преследуя прямо противоположную цель - совершенствовать предоставляемые клиентам услуги. Однако двенадцать организаций, работавших над этим независимо друг от друга, были неспособны удовлетворить стремительно растущие требования региональных и национальных банков. Поэтому была предпринята попытка прекратить внесение индивидуальных изменений в систему.

Чтобы преодолеть указанные недостатки, были применены современные технологии. Введена в эксплуатацию новая телекоммуникационная сеть, состоящая из общего ядра и индивидуальных локальных сетей. Каждый из двенадцати Федеральных резервных банков поддерживает независимую региональную систему, которые соединены общим программным обеспечением, осуществляющим маршрутизацию сообщений. Несмотря на преимущества данной модели, она имеет и собственные недостатки. Например, существование двенадцати индивидуальных независимых сетей делает процесс диагностики и устранения технических неполадок весьма сложным.

ноября 18, 2008 • Опубликовано : Новости

Ответить

Вы должны ввойти для комментирования.